Просите — и дано вам будет!

Просите — и дано вам будет!Одни люди при любых проблемах ищут, кто бы смог им помочь, а другие стараются по возможности справиться своими силами.

Почему они так себя ведут и кто из них прав?

Просители и «непросители»

Сама я отношусь к людям, которым психологически крайне сложно к кому-то обратиться за помощью. Просто не хочется обременять окружающих. К тому же большинство людей живут по принципу «Ты – мне, я – тебе» и, если хоть раз помогут, впоследствии ждут отдачи. То есть в ответ могут обратиться со своей проблемой в самый неподходящий момент… Поэтому помощи я прошу, только если нет других вариантов или если человек и так мне обязан.

А вот наша соседка просит о помощи даже по пустякам. К примеру, приходит с просьбой что-то посмотреть в Интернете, так как дома у нее Интернет хоть и есть, но вся семья весьма слабо в нем разбирается. Или напечатать какой-нибудь текст, потому что ее домочадцы набирать тексты не очень умеют и принтера у них нет… Посоветовать им научиться пользоваться Сетью, печатать и купить принтер я не могу – ведь это их личное дело. Ну, привыкли соседи, что я всегда под боком, вот и не хотят напрягаться… Не могу же я воспитывать взрослых людей!

Еще пример: моя подруга, которая имеет кучу проблем из-за тяжелого заболевания, долго не решалась признаться мне в том, что ей нужна помощь. Просто не хотела напрягать, вешать на меня свои трудности. Хотя в данном случае это было бы как раз уместно.

У тех, кто привык пользоваться чужой помощью, и тех, кто не привык этого делать, свои резоны. Первые, как правило, просто не хотят «заморачиваться». Ведь самостоятельное решение проблем требует массы времени, сил, энергии, которые желательно потратить на что-то другое. А иногда и денег за услуги, которые знакомые могут оказать бесплатно.

Вторые чаще всего боятся создать о себе плохое впечатление. Ведь даже самые невинные просьбы нередко воспринимаются посторонними как навязчивость. Некоторые опасаются отказа. И очень многие не желают быть обязанными.

«И дано вам будет!»

Чтобы не вызвать негативной реакции и не навредить самим себе, нужно научиться просить «правильно».

Прежде всего, задайте себе вопрос – а действительно ли вы не сможете в данной ситуации обойтись без посторонней помощи? И каковы будут последствия, если вы за ней не обратитесь?

Если ответ на первый вопрос будет положительным и последствия могут оказаться достаточно серьезными, то так и быть, можно становиться просителем.

Обращайтесь только к тем, кто может реально вам помочь. Правильно выбирайте время для просьбы – если человек занят, загружен собственными проблемами, ваша просьба может вызвать у него только раздражение, что повлечет за собой недовольство или даже отказ.

Не помешает сначала поинтересоваться, как у человека дела. Возможно, ему сейчас вовсе не до вас и ваших трудностей. Изложите свою просьбу, только если удостоверитесь, что это будет действительно уместно.

Не требуйте, а именно просите! Если просьба будет изложена в некорректной форме — «дай мне то», «сделай для меня это», это увеличит вероятность отказа. Нормальное обращение: «Не мог бы ты мне помочь?». И дальше излагаете свою проблему.

Неплохо бы также объяснить, почему вы не можете сделать этого сами.

Не надоедайте бесконечными просьбами, такое поведение может разрушить даже близкие дружеские отношения. Человек рано или поздно начнет думать, что вы поддерживаете отношения с ним только из корыстных побуждений. Поэтому знайте меру.

Час расплаты

Примите как факт: тот, кого вы хоть раз о чем-то попросили, имеет право обратиться к вам с ответной просьбой. Если вы этого не хотите, лучше десять раз подумать, прежде чем просить. Но это не значит, что вы обязаны выполнить то, о чем вас просят. Если вам это неудобно – так и скажите. Хотя в следующий раз уже будет неудобно просить о чем-то снова

В свою очередь, и вы имеете право о чем-то попросить того, чью просьбу выполнили. Но, разумеется, ваша просьба должна быть соразмерна оказанной ранее услуге. Если вы сделали на копейку, не требуйте миллион.

Что делать, если вас о чем-то попросили, вы пошли навстречу, а когда вам понадобилась помощь, тот человек ответил отказом? Просто сделайте выводы. Прежде чем обижаться, проанализируйте ситуацию — возможно, «обидчик» действительно был не в силах вам помочь. Если вы уверены, что это не так, стоит для себя решить, стоит ли помогать ему дальше.

Не следует ждать ответных услуг от людей с ограниченными ресурсами: больных, престарелых, инвалидов… Заранее настройтесь на то, что вы будете оказывать им помощь безвозмездно. Это нормально в данной ситуации. Достаточно того, что эти люди будут вам просто благодарны.

Возьмите за правило ни о чем не просить тех, кто вам неприятен. Доверившись неприятному человеку, вы можете впоследствии получить массу негатива. Например, он может вас подвести, подставить, посмеяться над вами – одним словом, поставить не в самое удобное положение. Потом, не исключено, что, раз оказав вам услугу, он вскоре потребует «компенсации», и, скорее всего, для вас это будет весьма обременительно.

Глупо также отказываться от помощи, если сами вы явно не справляетесь. Главное – ее получить, а уже позднее вы подумаете о том, что от вас хотят взамен. Возможно, что и ничего: не так уж мало людей получают удовлетворение, чувствуя себя хорошими и полезными.

Метки: , ,

Короткий URL: http://day.zp.ua/?p=5214

Добавил: Дата: Мар 18 2016. Рубрика: Психология, Саморазвитие. Вы можете перейти к обсуждениям записи RSS 2.0. Все комментарии и пинги в настоящее время запрещены.

Комментарии недоступны

Другие ссылки

    Поиск по архиву

    Поиск по дате
    Поиск по рубрикам
    Поиск с Google